Как их изобретают в семьях и главное зачем
Придумывали ли вы в детстве собственные игры? И есть ли такие сейчас у ваших детей? Чтобы интересно проводить время с ребёнком, мы предлагаем ненадолго окунуться в детство. Как? Сделать игру вместе! Совместное творчество – прекрасный вариант развития семейного досуга.
С чего всё начиналось
Павел: Лет с десяти я увлёкся придумыванием для себя настольных игр. Брал у папы прямоугольный кусок ДВП или ДСП, обклеивал его листами из тетрадей и с линейкой рисовал ячейки для перемещения игровых фишек. В них я что-то писал или рисовал, а между ячейками наклеивал тематические картинки.
Чем может интересоваться мальчик такого возраста? Мои игры были в основном посвящены рыцарям, побеждающим всевозможных чудовищ, или боевым роботам, которые борются друг с другом. Придумывать и рисовать игры было очень интересно! Порой даже интереснее, чем в них потом играть – одному быстро надоедает, а товарищи не хотят постоянно проигрывать, не так хорошо разбираясь во всех тонкостях правил, как я. Пришлось забросить это увлекательное занятие…
Прошли годы, и старое увлечение вспомнилось само собой. У меня появилась замечательная команда единомышленников, которые страстно жаждали играть в настольные игры – это две наши замечательные дочурки Ульяна и Серафима. Но вот беда! Большинство игр, которые нам попадались, предполагали одного победителя, что совершенно не входило в планы Ули и Симы. Одна празднует победу, а вторая – расстраивается, а вслед за ней и папа. Пробовали играть по-другому: дочки против папы. Обе рады! Но и папе надоела постоянно ходить в лузерах. Назрела проблема, решение которой пришло из прошлого.
«Букетик-семицветик»
По уговору с девочками решили вместе делать интересную игру, тем более что папа обещал нечто грандиозное (хотя сам ещё не знал, что получится в итоге). Как в былые времена, взяли большой кусок фанеры и обклеили его бумагой в клеточку. Даже на этом этапе папина инициатива была сполна вознаграждена старанием, которое проявили девочки, особенно при разрисовывании игрового поля и фишек. Похоже, уже сам процесс создания игры принёс им немало удовольствия. Девочки были усердны и удивительно усидчивы.
Правила папа придумывал сам, во-первых, потому что надоело всё время проигрывать, во-вторых, хотелось избавить игру от соперничества и коммерции. Правда, девочки всё-таки внесли некоторые корректировки – так в деревне появился магазин.
Вот что у нас получилось.
Игру мы назвали «Букетик-семицветик». Каждый игрок, количество которых не ограничено, бросает кубик и перемещает свою фишку по клеточкам в установленном направлении по кругу. Маршрутов много, и игрок сам выбирает, по какому идти. Часть путей лежит через горы, часть – через леса, сады или поля. Всего в игре семь тематических областей, в каждой из которых растут особенные цветы определённого цвета. Например, в садах – оранжевые. Нет такого маршрута, который за один круг проходит через все области. Попав на клеточку с изображением цветка, игрок «срывает» его (на этом месте экологи нахмурили брови). Задача игрока – собрать цветы из всех областей. Тогда они превращаются в «семицветик» – цветок с разноцветными лепестками, каждый из лепестков окрашен в тематический цвет. Теперь игрок должен отнести его в специальную рощу и посадить, попав на соответствующую клетку. У всех игроков общая цель – засадить всю рощу такими чудесными цветами, причём тут нет «именных» цветов – все общие, добытые совместными усилиями.
Путешествие игроков не однообразно. Цветки иногда вянут (есть и такие клетки). А можно получить и заветный цветок любого нужного цвета (такая клетка, к сожалению девочек, только одна). Есть и магазин в деревне, но в нём натуральный обмен цветками два к одному – один нужный игроку за два ненужных. Игроки также могут меняться сорванными цветками, если попадают на одну клетку. А девочки ввели в практику безвозмездную передачу нужных цветков друг другу, чему родители были очень рады.
Мы много раз «собирали цветы», но ни разу не высаживали весь «букетик-семицветик» – нескольких часов на это не хватает, а когда откладываешь игру, то в следующий раз интереснее начинать с начала. Это наша первая игра, и она далеко не идеальна по балансу интереса и времени. Но для нас гораздо важнее, что дети сами её делали, и периодически с интересом вспоминают о ней, а не о типовых играх из магазина.
Театр темней!..
Есть такой мультсериал – «Фиксики». Нашим детям он очень нравится. И нам тоже. Он не только познавательный, но и генерирует массу интересных идей у наших дочерей. Вот пример, который навеяла нам серия, посвящённая театру теней. Девочки повесили белую пелёнку, поставили лампу, попросили выключить свет и усадили родителей. Они стали с огромным энтузиазмом перемещать игрушки между лампой и пелёнкой. Падали игрушки, падали дочки, падала пелёнка и, наконец, упала лампа – было очень смешно! Смешно, да не практично. Решили мы с ними сделать настоящий театр теней. Правда, Сима стала называть его «Театр темней», и мы увековечили это оригинальное название.
Мы взяли коробку, прорезали с одной стороны овал (по примеру экрана монитора) и заклеили его белым листом бумаги. С другой стороны вырезали отверстие и вставили туда энергосберегающую лампу. Одну из боковых стенок убрали вовсе, чтобы рукой перемещать внутри игрушки. А чтобы рука не мешалась на «сцене», склеили из картона помост по уровню экрана. По помосту перемещаются игрушки, отбрасывающие тень, а под помостом прячется рука, которая ими управляет.
В комнате гаснет свет. Зрители с нетерпением сидят на диване, Сима немного подхихикивает, предвкушая развлечение. Зажигается лампа, и на сцену выходят игровые тени под управлением Ульяны. Тут и деревья (первое действие происходит в лесу), и лиса с волком, и… Тут ближайшая к сцене ёлка, задетая рукой, падает. Ульяна экспромтом перестраивает сюжет, Сима, хохоча, катается по полу, родители просто счастливы!
Помимо того, что эти совместные игры интересны, они имеют ещё несколько положительных моментов. Ребёнок, самостоятельно создавая игру, чувствуя причастность, легче адаптируется к игровой ситуации. Она его больше занимает и заставляет не только потреблять, но и созидать. Если создавать игру вместе с ребёнком и потом играть в неё, сглаживаются ненужные барьеры в общении.
В процессе игры образуются каналы, позволяющие родителю понять, что беспокоит их ребёнка, или помочь ему справиться с трудностями. Например, ребёнок боится насекомых. Можно ввести в качестве персонажей игры доброго паучка или кузнечика, и пусть ребёнок сам даст им имена.
При создании игры ребёнок может участвовать по возможности в каждом этапе: вырезать фишки или карточки, раскрашивать игровое поле, помогать что-то мастерить, клеить. Важно не препятствовать инициативе ребёнка. Ведь здесь главное, чтобы ему было интересно.
Дух совместной игры с общей целью объединяет детей и взрослых, позволяет им лишний раз побыть на одном уровне. Это времяпрепровождение идёт на пользу всей семье. Фантазируйте, делайте свои игры, играйте в них, и вы не проиграете!
Комментариев нет:
Отправить комментарий