семья Буй
ТЕПЕРЬ ВСЁ БУДЕТ ПО-ДРУГОМУ
Когда человек становится родителем? Мгновенно, с появлением двух полосок на тесте, или постепенно, с осознанием, что в мире есть кто-то, кому ты нужен больше всех на свете? Кто-то, кто словно губка впитывает тебя, оценивая все твои поступки. Срождением детей всё будет иначе. Решая жизненные задачи, теперь ты всегда должен учитывать помимо привычных ещё одну самую важную величину.
Наблюдая своего новорождённого ребёнка в непосредственной близости, сразу осознаёшь, что у тебя появилась новая роль.Приходит осознание огромной ответственности, которая легла на твои плечи. Как легко в такие моменты впасть в отчаяние и опустить руки, признать, что хороший родитель из тебя не получится и... А что и? Хрупкий, беспомощный малыш уже получил жизнь, и каким бы сложнымвсёни казалось, родителем нужно становиться. Быть мамой и папой – значитпостоянно самосовершенствоваться. Это путь,ошибки на котором будутприводить к непредсказуемым последствиям в жизни ребёнка и самих родителей.
Часто ли мы задумываемся над словами, которые произносим? Ведь случается, что резкие взрослые выражения начинают звучать из уст 3-4-летнего ребёнка. В каждой семье встретится не один десяток таких примеров, и мы не исключение. Наша дочь Уля как-то попросила папу доесть кашу за младшей сестрёнкой. Папа не хотел. «Я тебя не спрашиваю, хочешь ты или нет, – настаивает Ульяна. – Доешь!» Встречается разное: одна бабушка называет свою внучку выдрой (любя), а одна мама на детской площадке постоянно окликает сына грубым словом, обозначающим место, на котором мы сидим. Хотя ни бабушке, ни маме, скорее всего, не хотелось бы услышать эти слова от детей в свой адрес.
Родители должны продумывать жизненные проблемы на несколько шагов вперёд. Например, хорошо заранее выбрать детский сад или школу. Для нашей Ульяши мы выбирали сад по отзывам о заведующей, хотя после стало понятно, что не заведующая играет здесь главную роль, а педагог, с которым ребёнок проводит всё время. На будущее сделали вывод: в первую очередь надо искать учителя, который бы нам подходил.
И здесь тоже есть опасность: каков соблазн у родителя плыть по течению! Хорошо, когда найдётся ответственный работник образования, который будет стимулировать воспитательный процесс в семье. Но не стоит возлагать надежду на преподавателя, который «должен» всему научить ребёнка. В школьном дворе за нашим окном на Масленицу традиционно сжигается чучело. Для детей начальных классов под громкую музыку устраивают настоящее зрелище. Потому что «так принято» в светском обществе. Детям, пусть и не нарочно, прививают языческую культуру. Такое воспитание нам не подходит! Чтобы его избежать, важно разговаривать с ребёнком. Мы читаем Ульяне на ночь сказки или рассказываем истории. В этих историях герои не всегда поступают хорошо, и мы вместе анализируем их поступки. Часто персонажам приходится вести себя так же, как незадолго до этого вела себя Ульяна. Обсуждая сказку, мы подталкиваем ребёнка к проведению параллели с собственным поступком. Бывает, Ульяна сама говорит, что вела себя плохо.
Известно, что ребёнок ориентируется на жизненный пример своих родителей. С самого раннего возраста это уже видно в мелочах. В нашей семье мама более эмоциональная, может попрыгать, сделать несколько па. Со временем мы стали замечать, что если у Ульяши (а теперь и у Симы) настроение хорошее, то у нас, как в индийском фильме, радостные эмоции передаются в виде танцевальных движений (иногда даже папа танцует). Ребёнок всё повторяет, осознанно или неосознанно, поэтому воспитывать нужно в первую очередь самого себя. Насколько убедительной будет речь папы о вреде курения, когда он держит зажжённую сигарету в руках?! Хочешь, чтобы ребёнок никогда не опаздывал, – будь пунктуальным, хочешь, чтобы ребёнок молился, – молись и ты.
Часто приходится слышать, как ругают ребёнка: он такой-сякой, виноват во всех смертных грехах. Нам очень нравиться мысль, высказанная православным психотерапевтом Надеждой Дробышевской в её книге «Детская правда»: «Я вижу много, много хорошего в наших «плохих» детях. Люблю их, потому что плохих детей не бывает. Есть плохие плоды плохих воспитателей и родителей».
Ещё очень важно, чтобы в процессе воспитания оба родителя думали и действовали в одном направлении. Бывает, ребёнок пытается найти поддержку у папы перед мамой, или наоборот. Тут важно разобраться в вопросе и согласовать решение вместе с супругом (супругой). Согласие родителей существенно повышает результативность воспитания, а ещё имеет побочный положительный эффект – укрепляет семью! Допустим, мама с дочкой расстроенныепришли домой. Папа их встречает, а у дочки глаза на мокром месте – ей ОЧЕНЬ хочется такую же игрушку, как у её друга. Каприз начинает переходить в истерику, и мама уже эмоционально устала от этой ситуации. Папа в это время собирался идти по делам. Ребёнка необходимо быстро «переключить». Что делать? Устроить приключение! Папа подмигивает маме, мама подыгрывает папе – и ребёнок уже с интересом тянет папу на улицу. Любое обычное дело, будь то поход в магазин или необходимость забежать на работу, легко превратить в приключение, если этого захотеть.
Семья – это школа любви. Очень важно правильно любить своего ребёнка. Как? Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии, в святоотеческой литературе, в православной педагогике и психологии, а также в своём сердце, которое открывается во время чтения этих книг. Есть авторы, которые в очень доступной форме объясняют родителям особенности детской психики, подсказывают правильные варианты родительского поведения в той или иной ситуации. К примеру, нам полюбились книги известных современных публицистов психолога Ирины Медведевой и педагога-психолога Татьяны Шишовой, которые часто пишут в соавторстве (например, «Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей»). Православный психолог Галина Калинина в своих книгах «Как мы любим наших детей», «Трудные вопросы воспитания» очень подробно рассказывает о христианском воспитании детей, о том, что же такое настоящая родительская любовь, как ей научиться, как исправить допущенные ошибки в воспитании и как правильно наказывать ребёнка. В книге есть практические советы Святых Отцов, знаменитых педагогов и психологов. Выдающийся польский педагог, писатель и врач Януш Корчак, который через всю свою жизнь пронёс глубокую любовь к детям, в книгах «Как любить ребёнка», «Право ребёнка на уважение», «Правила жизни» помогает взглянуть родителям на себя со стороны, посмотреть на мир глазами ребёнка, увидетьсвои ошибки в воспитании. Полезными для чтения в кругу семьи могут оказаться и его художественные произведения. Нам помогают книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?». Яркие примеры и советы психолога действительно помогают на практике достигать взаимопонимания, учат слушать детей и помогают избегать истерик. Православный психотерапевт Надежда Дробышевская в книгах «Детская правда» и «Не должны быть потеряны дети» рассказывает о трудных детях, сиротах. Здесь приводятся случаи из жизни детей, рассуждения самих подростков о том, какой должна быть настоящая семья. Все дети заслуживают любви и очень в ней нуждаются. Книги православного педагога Бориса Гонаго (в частности «Будьте как дети») подскажут родителям, как вести разговор о Боге и евангельских событиях. Очень поучительны для родителей также дневниковые записи о семье и детях святой мученицы царицы Александры, «О воспитании детей» святителя Иоанна Златоуста, «Слово о воспитании детей» старца Порфирия Кавсокаливита, «О воспитании детей» Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, «Поприще, дарованное нам Богом» Михаила Шполянского (в книге батюшка делится своим жизненным опытом воспитания детей-сирот). Очень интересны рассуждения многодетной матушки Вероники Сердюк в её «Непраздных рассказах». А ещё книга Дарьи Мосуновой «Мама в кубе» поможет родителям не унывать и поднимет настроение – российская журналистка легко и с чувством юмора пишет о своей многоплодной беременности и воспитании сначала трёх, а потом четырёх детей.Некоторые издания, к сожалению, не переиздаются, но их можно найти в Интернете. Конечно, папе в силу своей занятости может быть сложно всё это прочесть. Но вполне можно выслушать мамин пересказ, а потом вместе и обсудить.
А ещё очень важно в повседневной суете не потерять радость ощущения себя родителем: радость рождения малыша, радость лицезрения маленьких ручонок (они ведь так быстро растут!), радостьот рассказанного стишка, самостоятельно принятых решений… Прекрасно говорил Януш Корчак: «Цените каждую минуту, ибо умрет она и никогда не повторится».
Вот ребёнок серьёзно заболел. Малыш горит несколько дней, температура безжалостно растёт, и никакие лекарства не помогают. Родители в волнении везут его в больницу, но после осмотра врача взрослых с ребёнком отправляют домой, где их ожидает практически бессонная ночь, полная волнений и тревоги. Температура не сбивается, малыш очень вяленький, часто плачет, плохо спит, и мама со страхом постоянно прислушивается: дышит ли? Тут становится безразличной любая суета, всё вокруг кажется неважным по сравнению с переживанием за жизнь своего любимого чада. И вот тут-то понимаешь, что от человека очень мало зависит, что всё в руках Божьих. «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Молитва слёзная, искренняя, горячая, идущая из глубины сердца. «Господи! Ты всё видишь, всё знаешь… Помилуй нас, грешных. Спаси нашего малыша». В такой момент знаешь, что малыш в первую очередь – это дитя Бога. И в Его Святой власти исцелить ребёнка или забрать к Себе…
Как сильно отрезвляют такие ситуации! Здесь сразу расставлены все акценты. Как проживаем мы каждый день нашей жизни? Планы, дела постоянные, важные, не важные… Такой стресс помогает человеку понять, что всё, что его окружает, – суета. Суета и бесконечная гонка за сомнительными благами. А ведь ГЛАВНОЕ – рядом. И если у вас появилось это ГЛАВНОЕ, то теперь всё должно быть по-другому.
источник - https://ihtis.by/rubriki/pro-zhizn/teper-vsyo-budet-po-drugomu
Комментариев нет:
Отправить комментарий